×
Мы перезвоним Вам
×
Напишите нам
Популярные услуги
×

Лицензия ФСБ России

Федеральная Служба Безопасности, как и другие ведомства Российской Федерации, осуществляет регулирование оказываемых услуг в подведомственных областях посредством лицензирования деятельности Исполнителей, которые данные услуги оказывают. Если деятельность ЮЛ в какой-то части касается шифровальных (криптографических) средств – ЮЛ в обязательном порядке должно стать лицензиатом ФСБ России.

Николай Катюхин
Лицензия ФСБ

Лицензия ФСБ: что дает и зачем получают?

Федеральная Служба Безопасности, как и другие ведомства Российской Федерации, осуществляет регулирование оказываемых услуг в подведомственных областях посредством лицензирования деятельности Исполнителей, которые данные услуги оказывают. В целом, процесс лицензирования деятельности заявителей описан в Федеральном законе № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видом деятельности». Данный законодательный акт применим ко всем направлениям, где требуется государственное регулирование в виде лицензирования деятельности.

Как правило, получение лицензии ФСБ России требуется при необходимости осуществления определенного вида работ. Перечень таких работ можно посмотреть на сайте Центра по лицензированию ФСБ, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Реже вынуждены получить лицензию ФСБ из-за требований Заказчика, когда фактические работы по лицензионным видам деятельности могут и не проводиться, но условия Заключения контракта/участия в тендере подразумевают наличие у Исполнителя определенного перечня лицензий, одной из которых может быть лицензия выданная ФСБ России.

Что бы инициировать процесс получения лицензии, необходимо подать Заявление с соответствующим пакетом документов. В зависимости от типа лицензии Заявление может подаваться как в региональное отделение ФСБ/УФСБ, так и в центральное, расположенное в Москве. Перечень филиалов ФСБ в регионах России можно посмотреть на сайте ЦЛСЗ ФСБ России.

Кому нужно получать?

Существует две основные ситуации, которые приводят организации к решению о необходимости лицензировать свою деятельность. Первая, когда компаниям действительно НУЖНО получать лицензию, так как без неё невозможно будет оказывать работы и услуги по своему основному виду деятельности. Вторая, когда компании планируют расширить свою текущую деятельность дополнительными направлениями и в рамках осуществления основной деятельности данные лицензии её не нужны ,но по доп. Направлениям они необходимы, т.е. тут уже в какой то степени ДОБРОВОЛЬНОЕ получение лицензии. Существуют и другие предпосылки к лицензированию своей деятельности в ФСБ России, но они являются более частными случаями и встречаются довольно редко. Рассмотрим подробнее две ситуации описанных выше, на конкретных примерах:

  • Допустим, вы открыли строительную организацию и планируете вплотную работать с государственными организациями в рамках своей основной деятельности – строительство. Но при первой же попытке заключения государственного контракта, сталкиваетесь с ситуацией, что к исполнителю предъявляются требования по наличию у него лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Ввиду того, что в рамках работ вам придется ознакамливаться с документами, которые имеют гриф секретности, допустить вас к работам без лицензии просто не смогут. Получается, что данная лицензия организации исполнителю просто необходима, без нее работать с государственными учреждениями просто не получится.
  • Вторая ситуация, ваша организация занимается поставками программного обеспечения и его розничной реализацией. Руководство принимает решение о необходимости расширения ассортимента поставляемого программного обеспечения и оборудования за счет поставок своим заказчикам криптографических средств, а так же их установке, обслуживанию и т.д. Данные работы и услуги являются лицензируемыми видами деятельности согласно лицензионным требованиям « на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств…». Так как данный вид работ и услуг не является основным для организации, руководство самостоятельно принимает решение о необходимости развития данного направления, а равно и необходимости лицензирования своей деятельности в этой части.

Требования

Требования к соискателю лицензии зависят от того какую именно лицензию он хочет получить. Первый вопрос, который возникает у человека, которому поручили подготовить организацию к получению лицензии – «С чего начать? Какие документы изучать? К кому обратиться?».

Очевидный ответ, который выдаст любой поисковик – Федеральный закон №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В данном законодательном акте описаны общие принципы получения всех типов лицензий. Именно с этого документа необходимо начать изучение вопроса «лицензирование деятельности». Как правило, более низкоуровневым и более информативным документом является Постановление Правительства, которое уже описывает требования по определенному направлению лицензирования с указанием непосредственных условий получения той или иной лицензии. Подробная конкретика по процедуре получения лицензии описывается уже в Административных регламентах, которые утверждает непосредственно сам регулятор, именно этот документ становится основным источником информации для исполнителя при подготовке соискателя к получению лицензии.

Как итог – главный законодательный акт в части лицензирования – ФЗ №99. Остальные документы, которыми нужно руководствоваться в процессе подготовки, определяются в соответствии с лицензией, которую планируется получить.

Сроки получения

Один из краеугольных вопросов, при необходимости получения лицензии ФСБ России – «как быстро мы сможем её получить?». К сожалению, здесь точных сроков вам не скажет ни один адекватный исполнитель. Если вы видите объявление «поможем получить любую лицензию за 15 рабочих дней» скорее все это мошенники, так как лицензию выдает федеральный орган, соответственно и влиять на срок оказания данной услуги напрямую может только он.  Ориентируясь на наш многолетний опыт, сроки получения сильно зависят от типа получаемой лицензии и открываемых пунктов в ней. Например, возьмем лицензию «на шифрование», согласно прилагаемому к постановлению 313 перечню, в данной лицензии можно открыть до 28 пунктов выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных средств. Пункты различаются типом требований, предъявляемых к соискателю лицензии. К примеру, если вам необходимо открыть только пункты 21-24, то, при качественной и профессиональной подготовке, можно уложиться в 2 календарных месяца. Если же необходимо открыть сложные пункты, связанные с государственной тайной (пункты 1, 4-6, 16, 19), то тут всплывает много нюансов, влияющих на срок. Если у соискателя отсутствует лицензия «на осуществление работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну» сначала необходимо будет получить её (здесь сроки могут доходить до года и даже более), необходимо будет подобрать соответствующий персонал, так как найти кадры удовлетворяющие лицензионным требованиям довольно трудно, то только процесс трудоустройства может занять до 3х календарных месяцев! Итого, «по кругу», весь процесс получения лицензии «на криптографию» с пунктами 1, 4-6, 16, 19 может продлиться 1,5 года и более. Ниже, как пример, приведены две таблицы, которые наглядно демонстрируют, как изначальная готовность соискателя и заявленные пункты лицензии влияют на срок получения последней:

Таблица 1 – Влияние заявленных пунктов при открытии лицензии, а также исходной готовности соискателя, на итоговый срок получения Лицензии ФСБ России «на криптографию»

Готовность соискателя

Пункты

Наличие помещения (по 152 ФАПСИ) Наличие аттестованной АС Наличие лицензии ГТ Наличие лицензии на телематические услуги Наличие в штате персонала Наличие оборудования с поверкой и калибровкой Наличие пакета организационно – распорядительной документации Итоговый срок

(рабочих дней)

21-24 + + + + Не более 45
До 20 До 10 До 5 До 5 Не более 85
12-15, 17, 18, 20, 25, 26, 28 + + + + Не более 45
До 20 До 10 До 20 До 5 Не более 100
27 + + + + + Не более 45
До 20 До 10 До 40 До 20 До 5 Не более 140
2, 3, 7-11 + + + + + Не более 45
До 20 До 10 До 40 До 20 До 5 Не более 140
1, 4-6, 16, 19 + + + + + + Не более 45
До 20 До 10 До 300 До 60 До 40 До 10 Не более 485
1-28 + + + + + + + Не более 45
До 20 До 10 До 300 До 40 До 60 До 40 До 10 Не более 525

«+» – изначально имеется у соискателя

«-» – не требуется по данным пунктам

«до 14» – примерное кол-во рабочих дней, необходимое для приведения соответствия соискателя лицензионному требованию

Таблица 1 помогает продемонстрировать примерную зависимость срока получения лицензии от заявленных пунктов и исходной готовности соискателя лицензии. Сроки приведены максимальные. Человек, который уже сталкивался с процессом лицензирования деятельности, может закономерно подметить, что процессы закрытия практически всех требований могут идти параллельно. Например, соискатель лицензии может одновременно заниматься подбором в штат персонала, запустить процесс получения лицензии на оказание телематических услуг связи, запустить процесс подготовки и аттестации своей автоматизированной системы и т.д. В этом случае срок будет пропорционально сокращаться, все зависит от профессионализма и опыта непосредственного исполнителя, который ведет процесс лицензирования деятельности на стороне соискателя лицензии.

Аналогичный расклад актуален и при получении других лицензий ФСБ России.

В итоге, из представленной информации можно увидеть, как много факторов могут повлиять на срок получения лицензии ФСБ России,  сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Трудности получения

Каждый исполнитель, которому поручают вести процесс получения той или иной лицензии знает, насколько непрост этот процесс, особенно когда необходимо открыть максимальное количество пунктов в лицензии или поставлены жесткие рамки по срокам.

С какими же основными трудностями сталкивается соискатель лицензии в процессе её получения? Рассмотрим некоторые их них:

  1. Одним из основных требований, всегда являлось наличие в штате соискателя персонала с определенной квалификацией и опытом. Чем лицензионные требования жестче, тем сложнее подобрать необходимый персонал. Зачастую, соискатели сталкиваются с проблемой, что по всем пунктам они уже соответствуют требованиям регулятора, но вот найти квалифицированный персонал оказалось непосильной задачей, так как такие кадры на рынке труда на вес золота. Обращение в кадровые агентства, как правило, тоже не дает желаемых результатов.
  2. Закупка в собственность соискателем лицензии приборов и оборудования, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”. Еще одно требование, которое часто вводит в «ступор» соискателя лицензии, так как из руководящих и регламентирующих документов довольно трудно понять какое именно оборудование требуется, с какими характеристиками, допусками, комплектацией, сертификатами и свидетельствами оно должно быть. Данный вопрос может решить только опытный исполнитель, который неоднократно сталкивался с данным вопросом ранее.
  3. Наличие у соискателя лицензии на законном основании места осуществления лицензируемого вида деятельности. По данному вопросу всплывает тоже не мало подводных камней. Во-первых, документы, подтверждающие законное право обладание должны полностью соответствовать законодательству. Если мы говорим о помещении, которое в собственности у соискателя лицензии, то тут все просто – предоставили свидетельство о праве собственности или выписку из соответствующего государственного реестра и вопрос закрыт. Но, как правило, помещение, которое заявляется «местом осуществления …» находится в аренде, а нередко и в субаренде. И тут открывается много юридических нюансов, на основании которых регулятор может отказать в выдаче лицензии и вернуть заявление с требованием внести исправления в прилагаемый пакет документов. Также, по некоторым лицензиям предъявляются специфические требования к помещениям, которые планируется использовать как «место осуществления …». Например, при попытке получения «лицензии на криптографию», во время выездной проверки, сотрудник регулятора будет, в том числе, проверять помещение на его соответствие требованиям Приказа ФАПСИ №152 и в случае если хоть по одному параметру оно будет не соответствовать, будет оформлено предписание на устранение выявленных недостатков, в худшем случае помещение и вовсе могут забраковать и потребовать его замены на соответствующее либо будет выдан мотивированный отказ в оформлении лицензии.

Оценить правильность оформления правоустанавливающих документов и соответствие помещения специфическим требованиям регулятора, можно только имея соответствующий опыт. Так же стоит учитывать, что требования сотрудников регулятора на выездных проверках могут существенно отличаться в зависимости от региона получения лицензии, «человеческий фактор» тоже нередко играет свою роль.

Ну и заключительным аккордом, который и вовсе не берут в расчет соискатели впервые вступившие на тропу лицензирования своей деятельности – это правильно оформленная заявка и, подаваемый вместе с ней, пакет документов. Казалось бы, тут все просто, нужно собрать пакет в соответствии с требованиями руководящих и регламентирующих документов и доставить в адрес регулятора, но увы, это не так. В регламентирующих документах не указывают наименования конкретных документов, их состав, содержание и т.д., как правило, приводятся формулировки общего характера. Например, у соискателя лицензии помещение в субаренде и согласно формулировке «документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений…» соискатель с чистой совестью прикладывает копию договора субаренды с приложением акта приема передачи и ожидает положительный результат. Но через некоторое время получает пакет обратно, и одним из замечаний будет формулировка – «предоставленные документы не подтверждают законное основание на использование помещения». И снова не понятно, что же нужно приложить в дополнение к заявке, что бы снять данное замечание? Приходится звонить непосредственному исполнителю по вашей заявке на стороне регулятора (что тоже далеко не всегда возможно) и, если повезет, вы получите подробные разъяснения по вашей проблеме. И это лишь один пример из сотен подобных.

К сожалению, в данной ситуации нет «волшебной пилюли», которая поможет решить проблему. Все нюансы взаимодействия с регулятором отрабатываются исполнителями годами, только опыт выполнения десятков аналогичных работ может помочь минимизировать возможные проблемы на этапе рассмотрения пакета регулятором, а так же при проведений выездной проверки (в случае если она проводится по требованиям законодательства).

В данном пункте приведены только самые распространенные проблемы, которые актуальны при получении практически всех типов лицензий ФСБ России. Естественно, для каждой лицензии предусмотрены и специфические требования, которые могут вызвать еще большие затруднения и проблемы, чем описанные выше. Если вы планируете получить лицензию самостоятельно, вам следует запастись огромным количеством терпения и свободного времени. Обратитесь в центр лицензирования ФСБ и облегчите себе задачу.

 

Чем Мы можем Вам помочь?

Как вы, наверное, уже поняли из информации выше – получение лицензии процесс довольно трудоемкий и достаточно сложный. Если у вас в штате нет опытного сотрудника, который уже проходил процесс получения именно той лицензии, которая вам необходима, то получить её своими силами будет довольно проблематично, вероятно в некоторых случаях даже невозможно (и такое бывает).

Наша компания, уже долгое время помогает своим партнерам решать задачи по преодолению такого болезненного процесса как лицензирование. Мы ведем весь процесс, от стадии оформления заявления, до получения нашим партнером Лицензии от регулятора. Колоссальный опыт, позволяет нам максимально минимизировать сроки получения лицензии, возможные риски со стороны заявителя и его финансовые трудозатраты на этот процесс. Естественно, мы не можем вам гарантировать получение лицензии, так как лицензию выдает регулятор. Те компании, которые это якобы «гарантируют», просто шарлатаны.

В свою очередь, опираясь на многолетний опыт и сотни успешно завершенных аналогичных проектов, мы можем позволить себе максимально обезопасить наших заказчиков, переложив практически все риски на свои плечи. Как это выглядит?

Все очень просто – в наших договорах имеется пункт, в соответствии с которым мы гарантируем нашему заказчику успешное завершение процесса лицензирования. В случае если наша работа будет выполнена не качественно и по нашей вине процесс завершится неудачей – мы возмещаем полную стоимость, оплаченную заказчиком по договору! Но, к слову, таких случаев еще не было, и мы делаем все от нас зависящее что бы и в будущем они не произошли.

Стоимость

Закономерный вопрос – «Сколько стоят ваши услуги?». Возвращаясь к информации, описанной в пункте «Сроки …» не трудно понять, что стоимость так же варьируется в зависимости от исходной готовности соискателя, а так же пунктах, которые будут заявлены.

Для наглядности рассмотрим вопрос цены на примере всё той же «лицензии на криптографию»;

 

Таблица 2 – Влияние заявленных пунктов при открытии лицензии, а также исходной готовности соискателя, на стоимость услуг по сопровождению процесса лицензирования деятельности заказчика.

Готовность соискателя

Пункты

Проверка соответствия помещения требованиям Приказа №152 ФАПСИ) Проведение  аттестации автоматизированной системы Подбор и трудоустройство квалифицированного персонала в штат соискателя Подбор и поставка оборудования с поверкой и калибровкой Оформление пакета организационно – распорядительной документации Подготовка пакета для подачи в лицензирующий орган Итоговая стоимость

(тысяч рублей)

21-24 + + + + 60 60
10 50 200 10 20 290
Если есть один из пунктов: 12-15, 17, 18, 20, 25 – 28 + + + + 60 60
10 50 300 10 20 390
Если есть один из пунктов:

2, 3, 7-11

+ + + + + 80 80
10 50 400 90 20 20 590
Если есть один из пунктов:

1, 4-6, 16, 19

+ + + + + 80 80
10 50 От 800 90 20 20 От 990

«+» – соискатель заявляет соответствие по данному пункту, либо его реализацию своими силами

«-» – не требуется по данным пунктам

«10» – ориентировочная стоимость в 2019 году

Как видно из таблицы, основной ценообразующей услугой является подбор квалифицированных кадров, чем выше требования регулятора к персоналу соискателя, тем сложнее подбор и дороже стоимость специалиста на рынке. Если у вас в штате уже есть необходимое количество специалистов, соответствующих требованиям, то вы можете значительно сэкономить!

Закономерным будет вопрос – почему стоимость услуги «подготовка пакета для подачи…» так различается в случае полной готовности соискателя и в случае если все этапы выполняет исполнитель. Тут тоже все просто, в случае если подготовку соискателя берет на себя исполнитель, то на данную услугу даётся максимальная скидка. Если же требуется только оформление пакета для подачи, то цена приближена к рыночной за аналогичную услугу.