Что такое переоформление лицензии ФСТЭК?
Вопрос переоформления лицензии возникает перед организацией лицензиатом ФСТЭК уже после действий, которые запускают необходимость обязательного официального переоформления лицензии ФСТЭК.
О необходимости переоформления лицензий ФСТЭК на ТЗКИ и СЗКИ лицензиаты могут узнать из требований 79 и 171 постановлений правительства. Но в данных постановлениях указаны не все причины по которым необходимо осуществлять переоформление лицензий.
Большинство ситуаций, по прошествии которых лицензиат обязан приступить к внесению изменений в лицензию, раскрыты в статье 18 федерального закона No99 о лицензировании.
В каком случае необходимо переоформлять лицензию ФСТЭК?
Согласно постановлению правительства 79, для организаций лицензиатов ФСТЭК по направлению технической защиты конфиденциальной информации переоформление лицензии потребуется в случае:
- Внесение дополнительных пунктов в лицензию, в соответствии с лицензируемыми направлениями деятельности, которыми планирует заниматься организация в будущем. То есть, если организация ранее получала лицензию на пункты “б”, “д” и “е”, но после пришла пониманию того, что в дальнейшем планирует заниматься аттестацией автоматизированных систем и решила открыть еще пункты “а” и “в”. Что по предписанию требует внести изменения в лицензию.
- Изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности. В отличие от добавления новых пунктов в лицензию, смена адреса осуществления места лицензируемого вида деятельности потребует больше подготовительных мероприятий по приведению организации в соответствие требованиям и документов, которые придется предоставить для переоформления лицензии.
171 ПП, не сильно отличается от 79 ПП в описании требований по переоформлению. Причины по которым организации лицензиату необходимо инициировать процесс переоформления, это:
- Внесение дополнительных лицензируемых направлений деятельности, по которым в дальнейшем планирует осуществлять работу организация лицензиат;
- Смена места осуществления лицензируемого направления деятельности.
И, хотя, визуально данные случаи аналогичны, детально они будут отличатся. Как отличаются между собой процессы получения лицензии ФСТЭК на ТЗКИ и лицензии ФСТЭК на СЗКИ.
Ну а если организация сменила руководителя? Изменила юридический адрес? Провела структурную реорганизацию? Что делать в данном случае? Необходимо ли переоформлять лицензию ФСТЭК?
Да, необходимо, и на помощь в данной ситуации приходит федеральный закон 99, который описывает все остальные, не входящие в 79 и 171 постановлении ситуации. Среди перечисленных ситуаций указаны следующие:
- в случае смены формы преобразования организации, детально, реорганизация в форме преобразования или в форме слияния;
- в случае переименования организации;
- в случае смены юридического адреса организации;
- в случае с ИП, это изменение места жительства;
- в случае смены имени, фамилии, отчества или паспорта ИП;
- в случае изменения определения направления деятельности, работы или услуги, если данная потребность определена в 99 ФЗ;
- в случае прекращения лицензируемого направления;
Требования по переоформлению?
Суть требований которые необходимо выполнить лицензиатам при переоформлении лицензий ФСТЭК ТЗКИ, СЗКИ раскрываются в 79 и 171 постановлениях и в 99 ФЗ, в зависимости от ситуации по причине которой необходимо переоформлять лицензию:
В соответствии с 79 ПП определены следующие требования по переоформлению:
- если организация планирует расширить перечень разрешенных направлений деятельности ей потребуется:
- подтвердить наличие сотрудников с соответствующим уровнем образования и опыта;
- подтвердить организацию конфиденциальной обработки информации, ;
- подтвердить наличие необходимого количества контрольно-измерительного оборудования, с учетом нового направления.
- подтвердить наличие необходимого перечня нормативно методической документации;
- если организация планирует производить лицензируемую деятельность по другому физическому адресу, то ей потребуется:
- подтвердить наличие помещения под осуществление лицензируемой деятельности;
- подтвердить организацию конфиденциальной обработки информации;
- подтвердить наличие необходимого количества контрольно-измерительного оборудования.
Дополнительные мероприятия, в случае увеличения количества лицензируемых видов деятельности, будут заключаться в:
- до закупке требуемого контрольно-измерительного оборудования;
- до закупке необходимой нормативно методической документации;
- трудоустройстве сотрудника с соответствующей квалификацией, если уже устроенные сотрудники не закрывают требований к соискателю лицензии;
- подготовке соответствующего пакета документов в соответствии с 134 административным регламентом.
В случае изменения адреса, дополнительные мероприятия будут связаны:
- с закупкой нового оборудования для автоматизированной системы, если потребуется;
- с закупкой новых средств защиты для автоматизированной системы, если потребуется;
- с закупкой новых средств защиты для помещения, если потребуется;
- с арендой нового помещения;
- с аттестацией АС по новому адресу;
- с аттестацией защищаемого помещения по новому адресу;
- с подготовкой соответствующего пакета документов на переоформление в соответствии с требованиями 134 административного регламента.
Согласно 171 ПП РФ утверждены следующие требования:
- если организация планирует расширить перечень разрешенных направлений деятельности ей потребуется:
- подтвердить наличие в штате необходимого количества сотрудников, с соответствующим опытом;
- подтвердить наличие необходимого состава контрольно-измерительного оборудования;
- подтвердить наличие необходимой литературы;
- подтвердить наличие системы производственного контроля разработки и производства средств защиты информации;
- если организация планирует реализовывать лицензируемое направление деятельности по другому физическому адресу, то ей потребуется:
- подтвердить наличие помещения для осуществления лицензируемой деятельности;
- подтвердить наличие необходимого количества контрольно-измерительного оборудования, соответствующего всем требованиям;
- подтвердит наличие системы производственного контроля разработки и производства средств защиты информации;
Дополнительные мероприятия, в случае внесения дополнительных пунктов в лицензию, будут заключаться в:
- до закупке требуемого контрольно-измерительного оборудования;
- до закупке необходимой нормативно методической документации;
- если потребуется в трудоустройстве сотрудника(ов);
- подготовке соответствующего пакета документов на переоформление лицензии в соответствии с 133 административным регламентом.
В случае изменения адреса, мероприятия будут связаны:
- с арендой нового помещения;
- с подготовкой соответствующего пакета документов, на переоформление лицензии, в соответствии с 133 административным регламентом.
По 99 Федеральному закону, тоже есть ряд нюансов:
- До переоформления лицензиат может выполнять работы по лицензируемым направлениям деятельности по старому адресу, а вот по новому адресу или же по новым направлениям деятельности работать нельзя;
- Потребуется оплатить пошлину за переоформление и получить платежное поручение ее;
- При переоформлении по причине изменения юридического адреса, потребуется подтверждение регистрации изменений в налоговой;
- При переоформлении лицензии по причине реорганизации организации в форме преобразования, потребуется подтверждение регистрации изменений в налоговой;
- При переоформлении лицензии по причине изменения сведений об ИП, потребуется подтверждение регистрации изменений в налоговой;
- При переоформлении лицензии по причине реорганизации организации в форме слияния кроме документов которые требуются при реорганизации в форме преобразования, требуется чтобы организации имели правопреемника на один и тот же вид деятельности;
Трудности продления лицензии ФСТЭК:
После получения лицензии большая часть лицензиатов ФСТЭК не отслеживают изменения в требованиях к лицензиатам. Беззаботная жизнь лицензиата продолжается до того момента, когда на пороге появляется комиссия лицензирующего органа с внеплановой (плановой) проверкой, либо до момента, когда возникает необходимость переоформления лицензии. Обязательно нужно следить за соблюдением лицензионных требований на всем сроке действия вашей лицензии!
В процессе самостоятельного переоформления лицензии у лицензиата могут возникнуть трудности следующего характера:
- Несоответствие квалификации сотрудников, требованиям которые предъявляются к соискателю лицензии по вновь открываемым направлениям деятельности;
- Отсутствие достаточного штата сотрудников с соответствующей квалификацией;
- Вероятность отсутствия необходимого объема литературы. Может выражаться как в отсутствии литературы необходимой для вновь открываемого направления, так и в несоответствии лицензиата вновь утвержденным требованиям (упустили момент и не закупили новую литературу по обновленным перечням).
- Отсутствие необходимого количества контрольно-измерительного оборудования. Закончился срок поверки. Оборудование вышло из строя и не функционирует.
- Несоответствие имеющихся средств защиты требованиям. Закончилась лицензия на право использования средства защиты информации, закончился сертификат соответствия на средство защиты информации. Могут быть банально утеряны или повреждены комплекты сертифицированных дистрибутивов.
- Истекшие аттестаты соответствия на АС и ЗП, как соответствие несоответствие требованиям;
- Отсутствие помещения в котором осуществлялся лицензируемый вид деятельности, банально у организации закончилась аренда помещения и ее пролонгацией решено было не заниматься. Как следствие отсутствие АС и аттестатов на АС и ЗП.
Чем Мы можем Вам помочь продление лицензии ФСТЭК
При обращении к нашей организации, Вам будет оказана помощь в качественной подготовке Вашей организации по следующим этапам:
1) Проверка организации на соответствие требованиям к лицензиату, по имеющимся направлениям деятельности:
- Будет проверено соответствие штата сотрудников лицензионным требованиям и оказана помощь по приведению в соответствие, в случае необходимости;
- Будет проверено наличие помещения, в котором осуществляется лицензируемый вид деятельности;
- Будет проверено наличие необходимого объема нормативно методической литературы в соответствии с требованиями и оказана помощь по до закупке, в случае необходимости;
- Будет проверено наличие необходимого количества контрольно-измерительного оборудования в соответствии с требованиями и оказана помощь по укомплектованию, в случае необходимости;
- Будет проверено соответствие требованиям по обеспечению конфиденциальной обработки информации на бумаге и на деле и оказана помощь по приведению в соответствие, в случае необходимости;
- Будет проверено наличие действующего аттестата на АС и ЗП и в случае необходимости будут оказаны услуги по аттестации;
2) Подготовка организации лицензиата к переоформлению лицензии ФСТЭК:
- Будут определены точные причины необходимости переоформления лицензии;
- Будет проверено соответствие организации лицензиата требованиям вновь открываемого направления деятельности:
- оказана помощь в закупке необходимой нормативно методической литературы, в случае необходимости;
- оказана помощь в закупке необходимого комплекта контрольно-измерительного оборудования, в случае необходимости;
- оказана помощь в подборе дополнительных кадров или формировании штата сотрудников, в случае необходимости;
- Будет оказана помощь в подготовке пакета документов на переоформление лицензии, в соответствии с требованиями 79 постановления правительства, 134 административного регламента и 99 федерального закона;
- Будет оказана помощь в подготовке документов на переоформление, в соответствии с требованиями 171 постановления правительства, 133 административного регламента и 99 федерального закона;
3) Сопровождение организации в процессе рассмотрения заявления на переоформление в ФСТЭК.
Помощь в грамотном общении с регулятором и помощь в устранении замечаний от регулятора, в случае их возникновения.
Стоимость:
Стоимость помощи в переоформлении лицензии при обращении в сторонние организации будет зависеть от причин, из-за которых возникла необходимость переоформления. Минимальная стоимость помощи начинается от 200 тысяч рублей.